Переписка с американским государственным юристом

26 декабря 1974 года.

Дорогой Сон Са Ним.

Спасибо за письмо, наставления и стихотворение. Мое письмо будет коротким, так как у меня сейчас масса работы по службе. Я все еще не нашел ответа ваш мышиный коан.

Что касается практики, так мы продолжаем ежедневно сидеть по утрам, но это всего лишь практика Бодхисаттвы — как и поклоны. Основная практика начинается тогда, когда мне нужно иметь дело с людьми и ответственностью в течение рабочего дня. Я стараюсь правильно на все реагировать и в то же время внимательно следить за любым желанием или чувством, которые иногда могут отличаться от того, какими им следует быть. Когда появляется такое чувство, я взмахиваю своим топором. Спасибо вам за ваши очень полезные письма и за все ваши наставления. Я еще напишу о своей домашней работе, как только у меня выдастся случай.

Хапчанг, Ан Хан.

 

2 января 1975 года.

Дорогой достопочтенный Ан Хан!

Счастливого Нового года!

Надеюсь, вы вскоре закончите свою домашнюю работу, достигнете просветления и спасете весь мир от страданий.

Ранее я уже говорил вам, что четверть доллара — это 25 центов. Если вы поймете истинное значение этого, тогда вы поймете и мышиный коан. Например, приходит кто-то и просит у меня 25 центов. Я даю ему четверть доллара, но он кричит мне: «Это не 25 центов. Это же четверть доллара!» Я говорю: «Да это 25 центов». Но он мне не верит. «Нет, нет. Это четверть доллара, а не 25 центов!» Некоторое время так все и продолжается. Наконец я достаю две монеты по 20 центов и одну 10 центов и даю ему. Он очень доволен. Этот человек понимает только 25 центов, он не понимает четверть доллара. Так что еще раз прочитайте коан. Вы понимаете только: мышь, кошачью еду, кошачью миску и разбита. Вы не понимаете того смысла, что стоит за ними. Вы должны найти этот скрытый смысл. За 25 центами скрыт смысл — четверть доллара. Вы уже великий человек. Почему вы привязываетесь к внешним словам? Яблоко красное. Но яблоко сладкое. Не касайтесь цвета, вам надо попробовать сладость. Имя и форма не нужны. Только ешьте.

Вот вам еще стихотворение:

Луна белая, снег белый, вся земля белая.
Горы глубоки, ночь глубокая, ум гостя глубокий.
Сова кричит: «Туу-Хуу»; Эхо очень холодное.
Оно не знает, что свет полной луны покрывает 15-й день.

Буду ждать вашу домашнюю работу. Пришлите мне, пожалуйста, хороший ответ.

Вы говорите, что сидение в Дзен не является вашей основной практикой. Это не хорошо. Думать в терминах «основная практика» и «не основная практика» — это разделенный ум. Что такое основная практика? Один прославленный учитель сказал: «Сидение, лежание, разговор, молчание, движение — все это должно стать единым умом». Отсутствие ума — это действительно пустой ум. Действительно пустой ум существует только «как это». Где же тогда основная практика и не основная практика? Когда сидите, только сидите; когда разговариваете, только разговаривайте; когда работаете, только работайте. Все является вашей основной практикой. Иногда появляются желания. Это ни хорошо, ни плохо. Только удерживайте ясный ум. Вы не должны ни к чему прикасаться, вы не должны размахивать своим топором. Прославленный учитель сказал: «Я прохожу по шести мирам и никогда не прошу ни у Будды, ни у Бодхисаттв ни малейшей помощи». Мышление — это хорошо. Ум, который размахивает топором — тоже мышление. Поэтому не горюйте. Однако вы должны ее считать своей практикой. Надеюсь, что вы найдете основную практику во всем, что все ваши действия будут действиями одного ума и что вы спасете всех людей.

До встречи, С.С.

 

7 января 1975 года.

Дорогой Сон Са Ним.

Ответ на мышиный коан:

Я не был никогда рожден.
Я никогда не умру.
Я рождаюсь прямо сейчас
Прямо сейчас я умираю.

Сказать, что это правильно — значит быть привязанным к имени и форме. Сказать, что это не правильно — значит не знать, почему разбита кошачья миска. Что скажете вы?

Хапчанг. Ан Хан.

 

11 января 1975 года.

Дорогой Ан Хан.

Спасибо за ваше письмо. Ваш ответ на этот коан хорош, но он в 84 000 милях от правильного ответа. Я ударяю вас 30 раз!

Вчера я видел сон:
Прямо сейчас я рождаюсь, прямо сейчас я умираю.
Но я никогда не был рожден, я никогда не умру.
Ни пространства, ни времени, ни преград;
Летишь в облаках абсолютно свободно.
Как это чудесно!
Но внезапно появляется кость космоса
И бьет меня по голове.
Аййййй!!! ... Я просыпаюсь.
Лунный свет через окно падает на пол.

Достаточно ли вам такого ответа? Если скажете, что достаточно, то поймете, почему была разбита кошачья миска. Если скажете, что этого недостаточно, значит вы все еще в сновидении. Вы должны проснуться! Я дам вам ключ, которым открывается этот коан. В записках Синего Утеса сказано: «Когда видишь дым, поднимающийся из-за холма, то знаешь, что там есть огонь. Когда видишь рога, высунувшиеся из-за каменной стены, то знаешь, что за стеной есть корова».

С.С.

 

31 января 1975 года.

Дорогой Сон Са Ним.

Спасибо за ваши последние два письма. Я очень рад слышать, что вы получили постоянную визу, а также, что вы теперь можете съездить в Корею.

Благодарю также за приглашение сопровождать вас, но, боюсь, что в этом году это невозможно. У меня много работы по службе и в Колледже Восточных наук, и нет никого, кто бы подменил меня, если я поеду путешествовать. Может быть, в будущем году или еще через год я смогу посетить Азию. Если это произойдет, то, надеюсь, вы сможете дать мне рекомендательные письма к корейским монахам.

Было бы прекрасно, если бы вы по пути смогли заехать в Лос-Анджелес. Если это возможно, то все мы будем ждать вас. Моя домашняя работа застопорилась. Вы были столь добры, что дали мне ключ к мышиному коану, но я все еще в затруднении.

В последнем письме вы написали: «Лунный свет падает через окно на пол. — Достаточен ли для вас такой ответ?» Полагаю, вы советуете мне жить в мире как это и не гоняться за умом свободы. Однако ранее вы прислали мне стихотворение, где сказано, что я должен понять, что четырежды четверть доллара будет доллар. Я понял это так, что не должен цепляться ни за одно из возможных толкований этого — поэтому я не знаю. Может быть, я слишком многое обусловливаю. Определенно, я чувствую, что увяз.

Вы говорили также, что ключ к мышиному коану в высказывании Бьек Ам Лока об огне в горах и корове за стеной. Вы говорили мне и ранее, что я должен увидеть значение, скрытое за этим коаном, но я все еще слишком глуп, чтобы понять, к чему вы ведете. Первая (мышиная) часть указывает на 360?. Это ясно. Часть с миской указывает еще дальше? Но что после 360???? Я не знаю.

Может, это конечное отбрасывание всякой идеи о круге Дзен, или о «как это», или о любом особом состоянии ума. Поэтому сейчас я в основном просто не знаю и смотрю. Однако тут требуется, чтобы я дал вам ответ на этот коан. Что означает «кошачья миска разбита»? Вот мой ответ: «Ничего особенного».

Храмовые правила, которые вы составили, действительно хороши для американцев. Я постараюсь распространить их, так как они непосредственно касаются игр у умами других людей, что является основным прегрешением большинства из нас. Все мы, видимо, имеем массу мышиной кармы, а эти правила помогут остановить ее.

До встречи. Ан Хан.

 

12 февраля 1974 года.

Дорогой Ан Хан!

Спасибо за ваше письмо. Как идут ваши дела? Надеюсь, вы крепко удерживаете этот «завязший» ум и вскоре достигнете просветления.

И у вас и у меня одна и та же карма; ни один из нас не сможет в этом году съездить в Корею. Я должен остаться, так как сейчас я являюсь аббатом храма Вон Гак Са в Нью-Йорке, и мы сейчас открываем Нью-Йоркский Международный Дзен Центр. Там много корейских буддистов, которые хотят, чтоб я больше времени проводил там, поэтому у меня масса работы в Провиденсе, Бостоне и Нью-Йорке.

Мне очень нравится ваш «увязший» ум. Владеть таким умом — настоящее сокровище. Но если вы будете удерживать его лишь для самого себя, тогда он станет тем же самым, что и любое желание. Поэтому, вы должны делиться своим сокровищем с другими людьми, чтобы помогать всем людям. Именно для этого мы используем коаны и беседы, именно для этого мы должны стать просветленными.

Вот вам еще один намек:

3×3 = 9

4 + 5 = 9

10 — 1 = 9

18 : 2 = 9

Существует много примеров, но за каждым из них стоит один и тот же ответ: 9. Этот коан такой же. Он очень хорош, так как все слова в нем: мышь, кошачья еда, миска, разбита — все указывают на одно и то же. Вам следует найти это. Ранее я уже дал вам много намеков, и, если вы не привязаны к моим словам, то увидите, что все они не отличаются один от другого. Все они указывают на тот же самый скрытый смысл.

Ваш ответ ни хорош, ни плох. Ничего особенного, но «ничего особенного» имеет весьма особый смысл. Значение, скрытое за ним — «просто как это».

В своем письме вы сказали, что храмовые правила очень хороши. Посылаю вам несколько новых коанов, которые, надеюсь, вы найдете полезными для себя.

До встречи. С.С.

 

7 апреля 1975 года.

Дорогой Сон Са Ним!

Слышал, что ваши Дзен Центры растут на Восточном побережье как грибы после дождя. Это прекрасно. Я уверен, что это приведет многих людей к пробуждению.

О моей домашней работе «кошачья чашка разбита» сказать нечего.

Я изыскивал способы говорить с американцами о Дзен, используя язык и примеры, ктороые были знакомы им. То, чем я пользовался, произнося Дхармовые речи в Международном Буддийском Медитационном центре, примерно следующее (пожалуйста, дайте мне знать, если вы одобряете такой стиль разговора):

«На уроках психологии в колледжах проводят такой эксперимент, чтобы научить вас, что такое восприятие. Берут три миски с водой: одна с горячей водой, одна с ледяной, а одна с водой комнатной температуры. Тот, кто подвергается эксперименту, сует одну руку в горячую воду, а другую в ледяную. Он держит руки примерно полминуты, чтобы они привыкли к температуре, затем одновременно сует руки в миску с водой комнатной температуры. Одна и та же вода будет одной рукой ощущаться как горячая, а другой — как холодная. Попробуйте и убедитесь в этом сами.

Как это относится к Дзен. Это показывает нам, что такие дуалистические категории как горячее и холодное зависят от вашей конкретной точки зрения, с которой вы судите о температуре.

„Холодное“ означает лишь „холоднее, чем моя рука“, а „горячее“ — „Горячее чем моя рука“. Без точки соотнесения „моя рука“ слова „холодное“ и „горячее“ не имеют никакого смысла, это бессмыслица.

То же самое можно сказать обо всех дуалистических категориях: „горячее“ и „холодное“, „светлое“ и „темное“, „хорошее“ и „плохое“, „бытие“ и „небытие“ и т. д.

Это показывает вам, чему именно вы учитесь, занимаясь сидячими медитациями Дзен. Вы учитесь соотносить без точного соотнесения. „Я“ устраняется как особая точка зрения. Без точки зрения „Я“ нет и таких категорий как добро и зло, бытие и небытие. Всякое подобное мышление буквально становится бессмыслицей. Все является просто таким, каким оно есть без добавления каких-либо относительных качеств. Красное приходит — и оно красное. Боль приходит, и больно. Когда светит солнце, в комнате становится светло.

Только как это.

Я говорю это лишь для того, чтобы придать вам решительности заниматься сидячим Дзен. В этих словах не содержится Дзен. Понимание ничего не значит. Вы должны приобрести собственный опыт. Усердно работайте и просыпайтесь. Затем спасите всех чувствующих существ».

Возможно, здесь слишком много слов, но людям, похоже, это нравится и придает им решительности в занятиях сидячим Дзен.

У меня не было известий из Провиденс Дзен Центра с января месяца. Надеюсь, мое имя не вычеркнули из списка корреспондентов. Надеюсь вас увидеть во время вашей следующей поездки на Западное побережье.

Спасибо за ваши наставления.

Искренне Ан Хан.

 

17 апреля 1975 года.

Дорогой Ан Хан.

Спасибо за письмо и за добрые слова.

Я с нетерпением ждал ответа на вашу домашнюю работу, но вы говорите, что сказать нечего. Поэтому я очень опечален. Этот коан слишком легок. Все, что вам надо понять — так это, что четверть доллара равен 25 центам. Только это.

Большое спасибо, что показали мне, как учить. Этот стиль обучения очень хорош. Но он немного не ясен. Вы сказали, что относительные качества бессмысленны и что все является таким, какое оно есть, без добавки каких-либо относительных качеств.

Но красное тоже относительно. Боль относительна. Солнце, светит, светло — все это относительно. Вы сказали, что все относительные понятия — бессмыслица. Тогда зачем вы пользуетесь ими. Наконец, если «Я» устранено как особая точка мнения, то как же появится красное? Кто видит красное? Кто чувствует боль? Кто понимает «как это»?

Существует три области: Область относительности, область бессмысленности и область «как это». В вашем учении все ясно от области относительности до области бессмысленности, но от бессмыслицы до «как это» не ясно. У людей могут возникнуть затруднения в понимании этого.

Один прославленный учитель сказал: «Чтобы вылечить болезнь ошибочных взглядов, мы должны давать людям миражное лекарство. Когда болезнь излечена, нам следует взять обратно и миражное лекарство».

Как мы берем лекарство из миража? Это очень важно. Если мы не уберем лекарство, то люди впадут в мираж.

В своем учении вы пытаетесь вылечить болезнь противоположностей, используя лекарство бессмысленности. Но как вы возьмете обратно лекарство бессмыслицы? Куда пойдет эта бессмыслица? Так что область между бессмыслицей и «как это» не ясна.

Вот пример правильного учения: холодное и горячее созданы мышлением. Если отсечь мышление, все противоположности исчезнут. Это абсолют. Поэтому нет здесь ни плохого, ни хорошего. Ни темного, ни светлого, ни холодного, ни горячего. Однако до мышления не существует ни слова, ни речи. Если вы откроете рот, вы уже не правы. Поэтому сказать: «Ни холодного, ни горячего» тоже неправильно. Тут есть только КАТЦ, только Удар. Но это само по себе значит быть привязанным к пустоте. Поэтому в истинной пустоте до-мышления вы лишь удерживаете ясный ум. Как чистое зеркало. Красное приходит, и зеркало красное. Белое приходит, и зеркало белое. Холод приходит — только холод; жар приходит — только жар.

Надеюсь, этот пример полезен. Вы должны обратить внимание на то, где появляется лекарство, и где оно берется обратно.

Посылаю вам также экземпляр Дхармовой речи, которую я сказал на церемонии открытия Международного Дзен Центра в Нью-Йорке. В чем различие между вашими и моими наставлениями? Если вы обратите на это внимание, тогда Дхармовая речь научит вас. Прежде всего необходимо вылечить тот ум, который делит мир на противоположности. Однако когда люди понимают «как это», это тоже мышление, привязанность к «как это». Дхармовая речь действительно закончилась, когда я сказал: «Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь». Все остальное — объяснения. Но объяснения необходимы. Затем я еще раз проверил умы людей, спрашивая об одном и том же и разном. Последняя фраза означает отбрасывание всего: одного и того же, разного, объяснений «как это», Дхармовых речей, всего.

Очень сожалею, что так вышло с газетами. Я поговорю с директором Провиденса, чтобы он проверил вашу подписку.

Надеюсь вскоре с вами увидеться.

Искренне ваш С.С.

 
О нас

Информация о школе «Кван Ум» и дзэн-центре «Дэ Хва Сон Вон».

Подробнее »
Координаты

Адреса дзэн-центров и расписание практики.

Подробнее »
Контакты

    +7 (921) 373-95-35

  contact@kwanumzen.ru